Историческая справка.

      Датой создания школы считается 1 ноября 1908 года. 1 ноября 1908 года было открыто двухклассное училище повышенного типа  с 5-летним курсом обучения:
- 1 класс – 3 года,
- 2 класс – 2 года.
       Всего обучалось 80 человек. Первым директором стал – Попов Вениамин Михайлович.
       1 октября 1911года по распоряжению Верхотурской земской управы открывается 4-х классное городское училище: учащихся уже 120 человек.
       С осени 1912г Сосьвинское 4-х классное училище становится  высшим начальным училищем, где большее внимание уделяется общеобразовательным дисциплинам.
       В 1923 году был организован первый пионерский отряд.
       В 1924 году создается сильная комсомольская организация.
       В 1925 году Сосьвинская школа  II  ступени была преобразована в семилетку.
       В 1926 году  семилетки по решению Советского правительства были преобразованы в ФЗС (фабрично-заводские семилетки). Учащиеся школы работали на верфи, лесозаготовках, углежжении.
       С осени 1934 года Сосьвинская ФЗС была переименована в неполную среднюю школу, а в 1935 году школа стала средней.
       Первый выпуск средней школы  состоялся в 1938 году. Выпускников  было 11 человек. В следующие три предвоенных года выпуск школы составил соответственно 12 человек, 18 человек, 21 человек.
       С 1908 года школу окончило около более 3000 человек. Среди них участники Великой  Отечественной войны: братья Чубаровы, братья Кочкины. В их честь названы улицы нашего посёлка. А также братья Протасовы и многие другие. В нашей школе учились Щелканов Сергей Андреевич, Лапин  Александр Николаевич, ставшие  впоследствии Героями Советского Союза.
       Прекрасными врачами стали Кириллова Елизавета Алексеевна, Кириллов Петр Алексеевич, Еремеева Татьяна Фёдоровна.
       В школе учились будущие художники: братья Постоноговы (Евгений и Юрий).
       Братья Борцовы добились успехов на поприще науки. Николай Павлович, выпускник 1941 г., стал полковником химической службы, кандидатом химических наук, Лауреатом Государственной премии, а Леонид Павлович, выпускник 1945 г., - кандидатом – кандидатом горных наук, старшим научным сотрудником. В 1966 г в Уральском университете работал доцент кафедры физики Ворошилов Василий Петрович – выпускник школы. В 1972 году окончил школу Филиппов В.А., который много лет проработал педагогом, при этом являясь активным политическим лидером посёлка. И это лишь небольшой список выпускников.
       Со дня основания и по  1934 год включительно директором школы был Попов В.М., в будущем удостоенный звания  Заслуженный учитель РСФСР. 1912 году под руководством В.М.Попова заложен школьный сад.
С декабря 1934 года по февраль 1936 года школу принял Братилов Иван Леонтьевич. Братилов И.Л. внес большой  вклад в развитие школы. В эти годы школа становится центром общественной жизни посёлка.
       70–ые годы  считаются годами высокого энтузиазма учащихся, стремящихся принять участие во всех школьных делах. В эти годы директором школы была Кожанова Л.П.
       С 1978 года пост директора школы почти на 20 лет занимает Морозкова Галина Степановна требовательная к себе, с ней нельзя было работать плохо. За время её руководства школа стала опорной в районе для проведения различных конференций и семинаров. В эти годы идёт строительство и реконструкция школьных  объектов: строительство мастерских, оборудование пристроя к столовой для  размещения обеденного зала на 80 мест. Галине Степановне  было  присвоено звание «Заслуженный учитель России».
       В 1997 году директором школы становится Лапухина Людмила Федоровна. Она проработала  директором до 2004 года.
       С 2004 года по 2008 год должность директора занимает  выпускница школы Куракова Светлана Александровна.
       Доброй традицией стало то, что многие выпускники школы возвращаются в её стены педагогами. Это первые учителя: Щербакова Л.Д., Молвинских Е.П., Борзунова А.В., Албычева Ф.И.
       Албычева Феоктиста Ивановна окончила 4-х классное училище, прошла 6-месячную практику, сдала экзамен и получила диплом сельского учителя. В 1949 г в честь 30-летия работы награждена орденом Ленина.
       В разное время здесь трудились: Филиппов В.А., Ерохина Г.Н., Палагин Ю.Л., Шишкова А.Н. Многие  выпускники школы трудятся в других образовательных учреждениях посёлка и его пределами: Старикова Т.В., Белоусова Т.Ф., Киселева Н.А., Казанцева С.Е., Черных А.Д. и другие.
       Школа всегда славилась своим крепким педагогическим коллективом. Не один десяток лет здесь трудились многие выкококвалифицированные педагоги: учителя математики - Анисимкова Н.С., Зыкова В.Н., Тихомирова М.А. Многие из них стали поистине известными за стенами школы. Среди них учителя ветераны: Дворникова Ю.С., Лазукова З.П., Устюжанина Г.А., Зуева А.А., Власенко В.И., Балыкина С.Г., Куриленко М.А., Обросов А.Г., Ворошилова К.И., Боровикова Г.А.
       Навсегда останутся в памяти учеников и педагогов Морозкова Г.С., Зайцева Н.П., Родин М.П., Чупракова Н.Д., Шананина М.Д., Табанакова З.В.
       Многие педагоги были людьми неравнодушными. Благодаря стараниям, энтузиазму и упорству Лапухиной Л.Ф., тогда еще завуча, в 1985 г. в школе создается краеведческий музей. В нем широко представлена история как школы, так и всего поселка. Музей являлся  неоднократным победителем различных конкурсов, конференций.
       По инициативе  и под руководством Анисимковой Н.С. учащиеся школы активно принимали участие в туристко-краеведческой работе (многодневные походы, экспедиции, экскурсионные поездки).
Филиппов В.А. много лет являлся руководителем школьного вокально-инструментального ансамбля.
       Многие годы школа вела сотрудничество  с градообразующим предприятием – Сосьвинский ДОК. На базе комбината ежегодно в летнее время организовывался лагерь труда и отдыха для учащихся «Ровесник».
       На протяжении всех лет существования в школе сложились свои традиции, основанные на принципах самоуправления, гласности, сочетания индивидуальной и коллективной работы, обеспечивания разнообразных видов деятельности. Школа всегда стремилась быть центром воспитания детей совместно с семьей, детскими и взрослыми общественными организациями.
       В школе всегда старались найти место для каждого. Самая сильная сторона работы школы на протяжении всех лет ее существования были постоянное стремление к созданию содружества учителей и учеников, союза, без которого не может быть эффективной жизнь и учеба в школе.